Вы читаете bizantinum

Previous Entry | Next Entry

Умняк

На эту тему меня натолкнуло обсуждение на одном из католических форумов.
Обращал ли кто внимание, что наиболее консервативные православные и околоправославные круги от царебожников до старообрядцев имеют некоторую склонность к весьма необычным иконам, с точки зрения византийской традиции. Здесь можно вспомнить тяжёлое для восприятия изображение «Всевидящее око» или перенасыщенный аллегориями «Архангел Михаил на коне». В своё время мы поговорим и об этих образах. На этот раз, я хотел бы поговорить об изображениях, непривычных для культурного византийского ареала, однако, общепринятых в западном христианстве. Впрочем, даже не поговорить, а просто наглядно показать.

Итак:

"Семистрельная" ("Умягчение злых сердец", "Симеоново проречение")






Западные прототипы "Богоматерь семи скорбей":







"Плач при Кресте Господни стоящи" ("О, Девице Пречистая, от всех родов избранная", "Ахтырская", "Самарская", "Новокайдакская" и т.д.)







прототипы:






Примеров, на самом деле довольно много. А вывод в следующем - наибольшие борцы с "латынством"  в действительности в некоторых сферах являются его адептами.


 

Comments

( 125 комментариев — Молвить слово )
euge_lj
16 мар, 2011 11:41 (UTC)
А как Вы определяете что было раньше и что есть прототипом чего?
bizantinum
16 мар, 2011 11:51 (UTC)
Довольно просто. Тема "семи скорбей Богоматери", это чисто католическая фишка, отраженная в католической же гимнографии. У нас подобные вещи появились не ранее XVII века под влиянием украинских духовных школ, которые, как известно, в свою очередь находились под западным влиянием.
Если до XV века (пока ещё была жива Византия) любые новшества в иконографии можно было проверить относительно святоотеческого богословия,то позже знаний не хватало.
rybka
16 мар, 2011 11:49 (UTC)
не удивительно ибо они были с нами больше чем сами думают :о).(я имею в виду католиков ).

Икона "Прибавление ума " из того же числа .
bizantinum
16 мар, 2011 11:56 (UTC)
Икону "Прибавление ума" даже иконой назвать трудно. Если икона, есть образ первообраза (в данном случае, Богородицы). То "Прибавление ума" есть образ образа Богородицы - изображение католической статуи:



(без темы) - depth_latitude - 16 мар, 2011 12:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pankapellan - 16 мар, 2011 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - depth_latitude - 17 мар, 2011 18:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 17 мар, 2011 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - golovinvlad - 16 мар, 2011 13:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 16 мар, 2011 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - golovinvlad - 16 мар, 2011 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 16 мар, 2011 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - golovinvlad - 16 мар, 2011 16:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 16 мар, 2011 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tarannatalia - 16 мар, 2011 13:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rybka - 16 мар, 2011 18:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rybka - 16 мар, 2011 18:19 (UTC) - Развернуть
glebin
16 мар, 2011 11:51 (UTC)
Так, может быть, эти латинские образы восходят к какому-то более древнему православному прототипу?
bizantinum
16 мар, 2011 12:00 (UTC)
Это маловероятно по двум причинам.
1. Данные изображения встречаются лишь после 1154 года (т.е. после отделения Западной Церкви). Византийская иконография не знает ни единого примера подобной иконографии.
2. Сама аллегоричность этих образов характерна именно для католического сознания.
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 12:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 12:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 12:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 16:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 16:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 16 мар, 2011 16:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 16:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 19:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 19:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 20:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 20:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 20:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - heild - 16 мар, 2011 20:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 20:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - glebin - 21 мар, 2011 22:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 21 мар, 2011 22:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexeydm_ikn - 16 мар, 2011 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - orthograf - 16 мар, 2011 15:52 (UTC) - Развернуть
koza_skripa4ka
16 мар, 2011 12:03 (UTC)
это радует :)
oleg_gavrysh
16 мар, 2011 12:07 (UTC)
Красивые иконы. Мне нравятся и византийские и такие.

А то, что "ультрасы" непоследовательны и глупы - так это факт.
tarannatalia
16 мар, 2011 12:21 (UTC)
Икона Умягчение злых сердец всстречается в Италии очень часто в привычной нам иконографии. Тю, что приводите Вы - иконография такая встречается редко и очень поздняя. Икона Богородицы Орудия страстей (с орудиями страстей), встречается чаще без изображения Божьей Матери.
bizantinum
16 мар, 2011 15:29 (UTC)
И спорить не стану - я выбирал самые характерные.
assinus_tristis
16 мар, 2011 12:46 (UTC)
Есчесна, мне католические варианты нравятся гораздо больше. Эта игра светотени, бутафорские одежды, сверкающие мечи, летающие младенцы среди облаков - вся эта кичуха создает по-своему гармоничный мир. Да, пусть душевно, пусть там растленные латинницы всякие ереси прячут, но там хотя бы единство есть. А попытки внести в нашу иконографию еще какие-то посторонние смыслы в итоге приводит к нелепости. При дурном исполнении вообще получается какая-то бесцельная ерунда.
Икона "Ахтырская" мне вообще выносит мозг. Я до сих пор не понял, что же там имеется в виду, как персонажи расположены относительно другдруга и как это должно выглядеть в исполнении каноническом и приличном (до сих пор видел только примитив).
ierey_masim
16 мар, 2011 14:30 (UTC)
Да,Ахтырская и Прибавление ума вызывают вопросы.Спрашивать не грех.
(без темы) - bizantinum - 16 мар, 2011 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 16 мар, 2011 19:23 (UTC) - Развернуть
alessio_v
16 мар, 2011 17:09 (UTC)
Христиане на Востоке заимствуют иконописные образы у христиан Запада. Последние перенимают духовность у первых. Получается культурный обмен ценностями. :-) В чём собственно проблема?

Икона Пресвятой Богородицы "Умиление", или "Всех Радостей Радость", как называл ее преподобный Серафим, была его келейной иконой; елеем от лампады, горевшей перед образом, старец помазывал больных, перед этим образом он молился и в молитве перед ним отошел ко Господу. После кончины старца Серафима икона была передана в Мельнично-Девичью Дивеевскую обитель. По его благословению икона стала Верховной игуменьей монастыря, и настоятельницы назывались наместницами Верховной игуменьи, а их место в соборе Живоначальной Троицы и в зимнем Тихвинском храме было за большим киотом с этой иконой. В 1927 году монастырь закрыли; икону в драгоценном окладе удалось тайно вывезти в Муром. В настоящее время она хранится в патриаршем домовом храме. Празднование иконе совершается 28 июля (старого стиля)/ 10 августа.
bizantinum
16 мар, 2011 17:12 (UTC)
В чём собственно проблема?
В том, что контингент, отрицающий возможность любой благодати на Западе, сами не зная того, чтит западную иконографию.
(без темы) - alessio_v - 17 мар, 2011 09:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
bizantinum
16 мар, 2011 19:27 (UTC)
Ну это вообще не пост. Просто решил поделиться. Хотя тему можно развивать.
alexeydm_ikn
16 мар, 2011 19:39 (UTC)
мой друг говорил что акафист иконе"прибавление ума" тот еще шедевр - без смеха читать невозможно
bizantinum
16 мар, 2011 19:47 (UTC)
С акафистами у нас вообще беда
(без темы) - assinus_tristis - 16 мар, 2011 20:03 (UTC) - Развернуть
a_pollaiolo
17 мар, 2011 07:17 (UTC)
Кстати, не только отдельные элементы иконографии, но все убранство храмов аппелирует к католическим образцам задолго до петровских реформ. Вот например, чем не православный иконостас 17 века:





Хотя некотороые радикалы отрицают церковное искусство не только синодального периода, но и периода патриаршества как минимум.
bizantinum
17 мар, 2011 08:00 (UTC)
У радикалов работа такая - отрицать. Иконостас не может быть "стилистически православным" - это конечно ересь. Православие - в содержании, а не в форме.
(без темы) - padre_ieraks - 12 апр, 2011 16:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_pollaiolo - 12 апр, 2011 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 апр, 2011 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_pollaiolo - 12 апр, 2011 17:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 апр, 2011 17:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_pollaiolo - 12 апр, 2011 19:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 12 апр, 2011 19:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_pollaiolo - 12 апр, 2011 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - padre_ieraks - 12 апр, 2011 18:01 (UTC) - Развернуть
heilkitty_ru
17 мар, 2011 17:23 (UTC)
Вот оно что
А я-то думал, отчего на "Семистрельной" ножыки.
mr_forqueray
26 мар, 2011 21:41 (UTC)
А вот более адаптированная версия "Семистрельной"
А вот более адаптированная под православную иконопись версия "Семистрельной": http://www.cirota.ru/forum/images/45/45190.jpeg -- Мне она импонирует тем, что ножи/мечи подчёркнуто нематериально нарисованы ("дымчасто", без чётких границ...)... Это,пожалуй,единственная версия такой иконы, которая мне ещё может нравиться (те "семистрельные", что исполнены в картиночном стиле -- вообще ужасны...)...
bizantinum
26 мар, 2011 21:46 (UTC)
Re: А вот более адаптированная версия "Семистрельной"
Они не специально так написаны - просто позолота стёрлась. Мне также приходилось видеть самую буквальную "Семистрельную", т.е., там были именно СТРЕЛЫ.
mr_forqueray
26 мар, 2011 22:00 (UTC)
просто позолота стёрлась
А как хотелось бы верить, что так задумано!..Но,возвращаясь к поднятому в другой теме вопросу о стилях, хочу сказать, что даже при заимствовании ПЦ католических элементов последние всё же адаптировались под православную практику. А католич. прототипы обсуждаемой иконы -- вообще ужасны, и даже,можно сказать, бесстыдны + густо замешаны на культе "св. сердца" и католической медитации, где всё полно экзальтированной чувственности. Ужас, одним словом!..
bizantinum
26 мар, 2011 22:07 (UTC)
Re: просто позолота стёрлась
Если честно, то эта "адаптированность" ИМХО ещё хуже. Там всё понятно у католиков, а здесь создаётся иллюзия, что можно взять "нечто" стилистически его подогнать под "северные письма" и вот, на выходе имеем икону. Но ведь, "нечто" от этого не перестаёт быть "нечтом".
mr_forqueray
26 мар, 2011 22:20 (UTC)
Приходилось видеть униатские "сердечные" иконы "под Ви
Приходилось видеть униатские "сердечные" иконы, сделанные "под Византию" (в инете, правда: у нас,во Франковске,где,за вычетом "УАПЦ" и "УПЦ КП", доминируют униаты, -- на базаре "сердечных" икон пруд пруди; но все как одна -- в сентиментально - картиночном стиле..."Византийскую сердечность",видимо, у нас не практикуют... Или просто на улице имеем дело с религиозной "попсой", а подобный "эксклюзифф" на улице не выставляют...)
bizantinum
26 мар, 2011 22:22 (UTC)
Re: Приходилось видеть униатские "сердечные" иконы "под
Очевидно. А вот во Львове мне попадались примеры.
shemtov
11 апр, 2011 08:40 (UTC)
Отличный пост, спасибо! Эти паракатолические иконы достали... А вот нормальной канонической росписи днем с огнем не сыскать. Воистину западное пленение Православия. И куда только смотрит священноначалие последние 20 лет "возрождения"? ))
Марина Springwind
20 сент, 2011 19:54 (UTC)
как-то грустно.. очень нравится Семистрельная икона, и тропарь к ней... "Умягчи наша злыя сердца, Богородице..."
bizantinum
21 сент, 2011 07:11 (UTC)
А проблема то в чём?
( 125 комментариев — Молвить слово )

Профиль

Умняк
bizantinum
Димитриос

Последний месяц

Июль 2014
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek