?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Железная корона

Одна из самых древних (если не древнейшая) корона в Европе. Считалась, что в корону вделан обруч, который выковали из гвоздя, которым Господь был прибит ко кресту. Ей короновались многие монархи, включая Карла Великого и Наполеона I и вокруг нее накручено множество легенд.









Происхождение короны довольно туманно. Традиционно считается, что она была изготовлена в VI веке для Королевы Лангобардов Теоделинды Баварской ( 628). Королева Теоделинда была Брак Теодединды и Агилульфа. Роспись собора в Монце. XV век.дочерью Баварского герцога Гарибальда I. В 589 году ее выдали замуж за Лангобардского короля Аутари. А после скоропостижной смерти короля Аутари через год после свадьбы, Теоделинда выходит за его преемника короля Агилульфа. Именно в царствование Агилульфа и Теоделинды Лангобардское королевство сперва примирилось с Римской церковью (до этого лангобарды исповедовали арианство), а затем отказалось от арианской ереси и приняло православие. Считается, что именно тогда Папа Римский Григорий I Великий передал Теоделинде великую реликвию - один из гвоздей Господних. Из этого гвоздя королева велела выковать обруч, который был вставлен в корону Лангобардских королей и которой в мае 591 года Агилульф был торжественно коронован в качестве "Короля всей Италии". 
В 628 году Теоделинда помещает корону на хранение в кафедральный собор Иоанна Крестителя в городе Монца близ Милана, где тогда располагался лангобардский королевский двор. С тех пор "железная корона" хранилась именно там, вместе с другими реликвиями и вкладами Теоделинды, памяти которой посвящены и некоторые росписи собора в т.н. "капелле Теоделинды". Теоделинда правила вместе с мужем, а после его смерти с юным сыном Адеодальдом. Ее политика была направлена на утверждение православия и на борьбу с арианством и язычечством. Однако эта политика принеста свои плоды ненадолго, уже в 626 году король Адеодальд был свергнут зятем королевы (мужем её дочери Гундеперги). Новый король исповедовал арианство. Он обвинил свою жену в заговоре и заточил в монастырь. Теоделинда уже не имела политического влияния и тихо скончалась через год после своего низложения. На севере Италии Теоделинда оставила по себе память восстановительницы православия, хотя официальной церковной канонизации не было.
Лангобардское (ломбардское) королевство вступило в полосу переворотов и железная корона венчала попеременно арианских и православных королей, пока в 774 году последний ломбардский король не был побежден Карлом Великим, который короновался Железной короной и присоединил Ломбардию к своей империи.



С тех пор Железная корона становится официальной регалией Итальянского королевства в составе Священной Римской империи и ею коронуются почти все
императоры, которые, как известно, короновались трижды: в качестве Императора, в качестве короля Германии и короля Италии.
Город Монца, как хранилище Железной короны, становится королевским городом, а ее жители получают всяческие привилегии. Впрочем, это не уберегало их от чрезвычайных военных налогов, что в 1248 году привело к финансовому кризису в городе. Корону пришлось заложить кредиторам и выкупить ее смогли только через семьдесят лет.
Затем корону переправили к Папскому двору, находящемуся в тот период в Авиньоне, где она находилась до 1345 года (кроме краткого периода, когда корона была похищена). В ходе этих перепетий два сегмента короны были утрачены (скорее всего украдены).
Если до этого корона состояла из восьми пластин, теперь их было шесть и надеть
ее на голову как ранее было уже невозможно, она едва держалась на макушке. Коронования стали символическими актами, когда Железную корону только на миг возлагали на главу монарха.

В 1805 году Железной короной короновался Наполеон I в качестве короля Италии. Для него, как для "продолжателя дела Карла Великого" это было не менее важно, чем помазание годом ранее Папой в Нотр-Дам. На некоторых изображениях мы можем видеть его в ней, но эти изображения всего лишь символические. Точно так же, как и, например,  позднее коронованного Железной короной Ломбардии Императора Австрии Фердинанда I. Тот же Наполеон изготовил для обихода новую довольно скромную итальянскую корону в стиле, традиционном для европейских дворов XVII - XVIII вв.


"Итальянская корона" Наполеона I

После объединения Италии Железная корона стала символом нового государства, хотя ни один итальянский король Савойского дома ей ни разу не короновался. Теперь она хранится, как и раньше в соборе Иоанна Крестителя в Монце.
Современные исследователи короны сделали ряд открытий. Есть мнение, что она создана ранее царствования Теоделинды и имеет восточное происхождение, возможно прислана кому-то из Лангобардских королей из Константинополя.
Далее - металл, который до сих пор считался чудесно не ржавеющим железом от Господнего гвоздя, оказался потемневшим от времени серебром и функция этой серебрянной полоски довольно прагматична - скрепить основательно обветшавшую ко времени первой реставрации (в 1345 году) корону. Таким образом, Железная корона оказалась вовсе не железной, что никак не преуменьшает ее исторического и культурного значения.







Comments

( 66 комментариев — Молвить слово )
ksa_nka
23 апр, 2012 14:39 (UTC)
ух! интересно как!
спасибо)
значит, гвоздя в короне не было..
а факт подарка его Теоделинде? легенда?
bizantinum
23 апр, 2012 14:43 (UTC)
Помню о какого-то церковного историка (кажется у Евсевия Кесарийского) упоминалось, что гвозди Господни, нашедшая их Императрица Елена передала сыну и они были впаяны в его шлем, вожжи его коня и ещё куда-то. О том, что один из гвоздей был передан в Рим, насколько я помню, не упоминалось.
(без темы) - ksa_nka - 23 апр, 2012 14:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nivus - 23 апр, 2012 18:25 (UTC) - Развернуть
adiaphora22
23 апр, 2012 14:45 (UTC)
да,хороша сокровищница в монце! корона симпатичная. но куры- лучше.)
bizantinum
23 апр, 2012 14:52 (UTC)
О прочем лангобардском искусстве пост появится чуть позже
(без темы) - adiaphora22 - 23 апр, 2012 15:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 23 апр, 2012 15:05 (UTC) - Развернуть
anguema
23 апр, 2012 14:49 (UTC)
Очень интересно, есть ли информация об общем количестве "гвоздей Господних" по всему миру? Навскидку, их не менее полусотни.
bizantinum
23 апр, 2012 14:53 (UTC)
Если не больше
(без темы) - hallodri - 25 май, 2012 11:17 (UTC) - Развернуть
oleg_gavrysh
23 апр, 2012 15:05 (UTC)
между тем в Азии есть более древние короны...
На погребениях Тилля-тепе археологи нашли короны и высокие головные уборы типа тиары. Так, например, голову одной усопшей венчала золотая корона удивительно тонкой работы. Корона была составлена из пяти резных пальметок, укрепленных в основании на широкой ленте. Каждая из пальметок вырезана в форме стилизованного дерева, на ветвях которого уютно примостились птички Всё вместе (пальметки и лента) украшались золотыми цветочками, богато орнаментированными жемчугом и бирюзовыми вставками. Корона была на женщине, и это еще раз подтверждает то высокое положение, вплоть до царского, которое у кочевников занимали женщины. В короне отразилась и более древняя (чем у бактрийцев) восточно-иранская мифология, связанная с представлением о «священном дереве» и собирающих семена птицах и Нашедшая косвенное выражение в «Авесте».

По ссылке изображение - http://collector-coin.ucoz.ru/publ/2-1-0-26


Интересно, а Римских корон не осталось?

Edited at 2012-04-23 15:06 (UTC)
bizantinum
23 апр, 2012 15:08 (UTC)
Re: между тем в Азии есть более древние короны...
Ни одной. Была корона Карла Великого (основа которой возможно, изготовленная и в Риме), но ее уничтожили революционеры в 1793 году. Всё прочее хранилось в Константинополе и было разграблено в 1204 году. Скорее всего, камни из византийских стемм, диадем, кесарикиев и камелавкионов сейчас украшают многие западные ювелирные изделия.
volitag
23 апр, 2012 15:24 (UTC)
но легенда все равно красивая.
bizantinum
23 апр, 2012 15:27 (UTC)
Как все легенды)
demidova28124
23 апр, 2012 15:32 (UTC)
этих гвоздей небось полный вагон по планете наберется
oleg_gavrysh
23 апр, 2012 15:48 (UTC)
Если собрать все частицы животворящего креста Господня которые имеются в Европе, то нет такого сарая в Германии который бы их вместил.

Мартин Лютер. 16 век.
(без темы) - bizantinum - 23 апр, 2012 15:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - oleg_gavrysh - 23 апр, 2012 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kir_gliv - 23 апр, 2012 19:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koza_skripa4ka - 23 апр, 2012 21:00 (UTC) - Развернуть
akim_trefilov
23 апр, 2012 15:59 (UTC)
Корона хороша!
Значит, византийская. Ну что ж, вполне похоже. А датировки гипотетические, любопытно, какие?
bizantinum
23 апр, 2012 16:10 (UTC)
Век V-VI примерно.
azusena_monti
23 апр, 2012 16:08 (UTC)
f djn e yfc yf Vf
azusena_monti
23 апр, 2012 16:14 (UTC)
ой простите) хотела сказать спасибо, очень увлекательный и познавательный рассказ. А вот у нас в в майоркинском катедрале хранится шип с тернового венца Христа, инетресно можно ли доказать что это именно шип оттуда?)
bizantinum
23 апр, 2012 16:17 (UTC)
Экспертиза возможно бы и сказала что-то.
(без темы) - azusena_monti - 23 апр, 2012 16:33 (UTC) - Развернуть
xena_remi
23 апр, 2012 17:25 (UTC)
Красивая. Очень.
kir_gliv
23 апр, 2012 19:18 (UTC)
А это типа начало давно обещанного материала про короны? А чего со средневековья начали?=)))
bizantinum
23 апр, 2012 19:20 (UTC)
Ой, нет. Это разминка. А там дело застопорилось. Не могу одну немецкую книжку найти. Может там есть ответы, на некоторые нестыковки, с которыми пришлось столкнуться.
(без темы) - kir_gliv - 23 апр, 2012 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 23 апр, 2012 19:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 25 май, 2012 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 25 май, 2012 18:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 25 май, 2012 21:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 25 май, 2012 22:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 25 май, 2012 22:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 25 май, 2012 22:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 25 май, 2012 22:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hallodri - 26 май, 2012 10:07 (UTC) - Развернуть
shekalo_du
23 апр, 2012 20:11 (UTC)
Спасибо, публикуйте еще такие посты :)
Красиво... Там перегородчатая эмаль, кажется?
bizantinum
23 апр, 2012 20:16 (UTC)
Раньше публиковал много чаще (см. теги). Да - перегородчатая.
koza_skripa4ka
23 апр, 2012 20:58 (UTC)
Хорошо, что "гвоздь" оказался серебрянным, а то ведь так бы и поклонялись Гвоздю, которым распяли Христа щепке от Креста Господня, Поясу Богородицы, Туринской плащанице"
Корона симпатичная. Жалко, что поуменшилась в диаметре
osheva_braun
24 апр, 2012 09:00 (UTC)
Спасибо! Очень интересно.
taso_a
24 апр, 2012 19:19 (UTC)
Исключительно интересная статья! Спасибо!
daria_orthodox
25 апр, 2012 14:39 (UTC)
Очень интересно! А корона какая красивая, просто загляденье :)
Насчет "гвоздя", который вовсе не "гвоздь" - даже не удивлена... :)))
iconodulos
26 апр, 2012 15:33 (UTC)
Спасибо за новые и ценные сведения.
Я тут по этому поводу кое-какую миниатюру хотел бы обсудить.
Вот эту


bigsize http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Karl_1_mit_papst_gelasius_gregor1_sacramentar_v_karl_d_kahlen.jpg/581px-Karl_1_mit_papst_gelasius_gregor1_sacramentar_v_karl_d_kahlen.jpg

Богом венчание Карла Великого как идеализированного государя
с предстоящими Свтт. Геласием папой Римским (если некоторые не понимают, объясню: вполне православный святой, родом из Северной Африки память 21 ноября (ст.ст. разумеется)
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=940) и Григорием Двоесловом, папой Римским, творцами Литургии Запада, миниатюра Сакраментария короля Карла II Лысого.
Эту миниатюру я поместил здесь частью оттого, что корона вверху мне показалось похожей на описанную тобой, частью оттого, что тут прослеживается и темы жестов в иконописи.
Когда я это изображение увидел впервые, я подумал так:"как-то странно свв. иерархи благословляют - левыми руками". Я тогда, понимаешь, еще школу оканчивал, и твоих статей не читал. Имел только книги по иконописи, где все жесты благословением объяснялись.
Ну а теперь, благодаря таким знающим, как ты, желающие понять реальное значение этой части иконографии могут найти нужную литературу (да и просто могут догадаться, раз жест делается левой рукой то это никак не может быть перстосложением для благословение)
Вот так. По теме же?

И еще меня интересуют факты насчет наличия мощехранилищ в рукоятях мечей (долго думал насчет известного мотива из Песни о Роланде)
Такие случаи на самом деле имели место, или это выдумано?
И если имели, то сохранилось ли само оружие с мощами святых (или может быть св. мощи воители после походов возвращали в храмы, в более подобающие реликварии)?
Буду благодарен за внимание и ответ.
bizantinum
26 апр, 2012 15:37 (UTC)
1. Не воспринимай миниатюру всерьез: она всего лишь перерисовка византийских рукописей.
2. Про наступательное оружие не слышал ничего серьезного.
(без темы) - iconodulos - 26 апр, 2012 17:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 26 апр, 2012 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iconodulos - 26 апр, 2012 17:52 (UTC) - Развернуть
hallodri
25 май, 2012 11:20 (UTC)
а что за корона на последнем фото? это же другая...
bizantinum
25 май, 2012 18:25 (UTC)
Нет, нет. Это она самая
( 66 комментариев — Молвить слово )

Профиль

Умняк
bizantinum
Димитриос

Последний месяц

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek