?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как это часто выходит, говоря о неком историческом предмете, нужно начинать издалека. Данный случай не исключение и нам придется погрузиться вглубь веков, чтобы проследить происхождение и развитие диадемы - инсигнии, ставшей прородительницей всех византийских корон.

Сейчас императорский титул прочно ассоциируется с короной, тем интереснее, что, в течение первых трех веков римские императоры абсолютно не пользовались этим аксессуаром. Причина в консерватизме римского общества.
Напомню, что после свержения древних римских царей, монархия в римском обществе прочно ассоциировалась с тиранией и, конечно, такая исключительно монархическая регалия, как корона, вызывала крайне негативную реакцию.
Мы не знаем, как именно выглядел венец римских царей-рексов, однако, это в нашем изыскании и не имеет особого значения. Ведь культурными соседями римлян были эллинистические монархии и римское общество стало отождествлять корону с такой инсигнией эллинистического мира, как диадема.






В наше время под диадемой принято подразумевать изящное женское украшение из драгоценных металлов и камней. Но это сейчас, а в античную эпоху всё выглядело несколько иначе. Античная царская диадема представляла собой всего лишь повязку из ткани, завязанную узлом на затылке, со свисающими сзади свободными концами. Собственно, само греческое слово диадема (διάδημα) как раз и означает «повязка» и происходит от греческого глагола διαδέω, что значит «обвязывать, перевязывать». Конечно, в античном мире обвязывать голову могли не только цари. Повязка, удерживающая волосы, это был вполне бытовой аксессуар для ремесленников, жрецов, спортсменов (вспомним, к примеру, древнегреческую статую дельфийского возничего) и т.д. Чем же отличалась повязка царская от любой другой?
До нашего времени дошло довольно много изображений царской диадемы. Например, на монетах и рельефах эллинистических государей:




Но этого конечно мало, особенно, если речь заходит о цвете.
Увы, античные первоисточники не содержат прямого описания диадемы и это неудивительно, ведь они писали для своего круга, и им не было надобности описывать то, что общеизвестно. Однако можно отследить косвенные указания на то, какой именно была диадема.

У Плутарха например, имеется довольно драматический рассказ. Понтийский царь Митридат VI Евпатор потерпел поражение от римлян и послал слугу в одну из своих резиденций с приказом убить всех женщин царского дома, чтобы они не достались врагам. Гордая жена Митридата царица Монима, решилась сама покончить с жизнью: «Когда явился Бакхид и велел женщинам самим умертвить себя тем способом, который каждая из них сочтет самым легким и безболезненным, Монима сорвала с головы диадему, обернула ее вокруг шеи и повесилась, но тут же сорвалась. «Проклятый лоскут, — молвила она, — и этой услуги ты не оказал мне!». Плюнув на диадему, она отшвырнула ее и подставила горло Бакхиду, чтобы он ее зарезал».
*

Менее трагический эпизод с диадемой, мы встречаем у Арриана в его книге, посвященной Александру Македонскому: «Александр во время плавания по озерам сам правил триерой; сильным ветром у него с головы снесло шапку с диадемой: шапка, как более тяжелая, упала в воду, а диадему ветер подхватил, и она застряла в тростниках, выросших на могиле какого-то древнего царя».**

Еще один намек мы находим в «Римской истории» Аммиана Марцеллина: «Поскольку злые завистники, нападавшие на Помпея, не могли, несмотря на всяческое старание, найти ничего, за что бы следовало его порицать, то выискали следующие две достойные смеха мелочи: что он как-то по своему чесал голову одним пальцем и что в течение некоторого времени обвязывал белой повязкой колено, чтобы прикрыть безобразную язву. В первом видели проявление распущенности, во втором пристрастие к новшествам; неважно — так гласили их неостроумные наветы — на какой части тела носить отличие царского достоинства».***

Из этих текстов следует, что диадема была сравнительно длинной (достаточной, чтобы сделать из неё затяжную петлю). Ткань, из которой она изготовлялась, была довольно тонкой и легкой, чтобы ее смогло унести ветром. И главное, она была белой.

Именно так диадема представлена, например, на античной мозаике из Помпей:




Мозаика из серии «memento mori» имеет сложную символику. Здесь представлено колесо фортуны (судьба), увенчанное черепом (смерть), между которыми зажата бабочка (душа). Все это сооружение уравновешивает уровень с отвесом (libella), по сторонам которого мы видим символы царства (скипетр, багряница и диадема) и символы нищеты (посох, власяница и сума).
Как видим на мозаике и на многочисленных эллинистических монетах
(а так же, камеях, бюстах, статуях и т.д.) концы диадемы часто украшались бахромой.

Разумеется, можно предположить, что склонные к роскоши монархи эллинистического периода, могли украшать свои диадемы вышивкой, или совмещать ее с золотыми венками, но, по сути, она всегда оставалась именно лентой.
Что характерно, для своих туземных подданных, эллинистические владыки облачались в
местные царские орнаты и, соответственно, в тиары восточных владетелей. Но для греческого мира, их отличием была исключительно диадема. Хотя, порой туземный убор мог совмещаться с диадемой, как на этом рельефном изображении египетского царя Птолемея VI Филометора.



ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕЙ ЗАПИСИ

nbsp;                                                                                                 
Примечания:
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лукулл. 18
**
Арриан. Поход Александра. 21. 2.
***
Аммиан Марцеллин. Римская история. Книга XVII. 11. 4



Comments

( 18 комментариев — Молвить слово )
kir_gliv
24 дек, 2012 19:50 (UTC)
Наконец-то! Спасибо огромное!
mar_amirchanyan
24 дек, 2012 20:09 (UTC)
Спасибо!
oles_maslak
24 дек, 2012 20:45 (UTC)
Спасибо!Перепостить можно?:)
bizantinum
24 дек, 2012 20:46 (UTC)
Всё, что мы публикуем в интернете, нам уже не принадлежит)
oleg_gavrysh
24 дек, 2012 20:47 (UTC)
С интересом прочел
klaracat
24 дек, 2012 23:34 (UTC)
спасибо.
mmekourdukova
25 дек, 2012 00:04 (UTC)
Категорически одобряю просветительскую акцию!

Череп помпейский - душечка :-)).
bizantinum
25 дек, 2012 00:05 (UTC)
Ушастенький такой)
mango1511
25 дек, 2012 03:39 (UTC)
Спасибо, очень интересно
a_avvakum
25 дек, 2012 04:07 (UTC)
Головные уборы всегда были в человечестве предметом кича, гордости, превосходства бедного над богатым. Это касается не только корон, но и митр духовенства. Чем краше, выше головной убор – тем выше положение человека. Факт! У Господа нашего Иисуса Христа митр не было. И здесь налицо вопиющая несостыковка реально исторически сосуществующих двух христианств: Евангельского и Византийского. И уже риторический на сегодня вопрос: какое из них настоящее, истинное?...

И здесь мне вспоминается бессмертная повесть классика украинской литературы Нечуя-Левицкого «Кайдашева сiмʼя». Не поленюсь процитировать… как Бог смиряет горделивых…
«Кайдашиха нахилила в низьких дверях голову, і для неї здалося, що вона влазить в якусь скриню в дірочку. Хатні двері були ще нижчі. Кайдашиха нагнулась і тільки що хотіла гордо підняти гордовито голову, щоб показати свою квiтчасту хустку, та з усієї сили лусь!!! тім'ям об одвірок! Кайдашиха почутила, що в неї на тім'ї вискочила гуля. Вона вхопилась за тім'я. Гуля заболіла так, неначе хто сунув у тім'я розпеченим залізом. У Кайдашихи виступили сльози на очах, защеміло коло серця, але вона мусила мовчати й терпіть. «Ой, крикну! — думала Кайдашиха. — Ой, не видержу, заохаю! Оце сором! Ой, вилаю в батька-матір і Лавріна, і цих поганих Балашів!» — думала вона й мусила зціпить зуби, щоб вдержати язика. Малі діти зареготались з Кайдашихи. Кайдашиха мовчки кляла в батька, в матір і Бієвці, і Балашову хату. Вона полапала рукою тім'я — високий очіпок поламався й увігнувся. Кайдашиха стала шута, як безрога корова…»
nikolaevec
25 дек, 2012 08:04 (UTC)
Спасибо. Очень интересно и познавательно.
bizantinum
25 дек, 2012 10:02 (UTC)
Бог даст, будет доведено до Священной Римской Империи и Российской
nikolaevec
25 дек, 2012 14:41 (UTC)
Ооо! Это не может не нравится))
hojja_nusreddin
25 дек, 2012 08:29 (UTC)
> Все это сооружение уравновешивает мастерок

не мастерок, а наугольник :)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA
greatebattle
25 дек, 2012 08:49 (UTC)
Вот эту плутархову историю я каждый раз вспоминаю при слове "диадема". Я её прочла, когда у меня ещё не было компьютера; Плутарха я брала на работе в библиотеке, и на рабочем же ксероксе отксерила страницы с этой историей (а ещё страницы про восстание Спартака :) ). Очень впечатлилась.
himmelhoh
25 дек, 2012 14:31 (UTC)
Спасибо! Очень интересно. Рекомендую друзьям.
kohoutekk
30 дек, 2012 10:35 (UTC)
Любопытно, что все императоры на монетах - кудрявые. Интересно, это правда был доминирующий тип волос или просто стандарт изображения?
bizantinum
30 дек, 2012 11:11 (UTC)
Это не императоры. Это эллинистические цари. А греки - такие греки.
( 18 комментариев — Молвить слово )

Профиль

Умняк
bizantinum
Димитриос

Последний месяц

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek