Димитриос (bizantinum) wrote,
Димитриос
bizantinum

Category:

Бердянск: епископы, общины и исповедники.

Мы живём в новом информационном обществе. В обществе, где сила на стороне того, кто владеет информационными технологиями. Отсюда такой переизбыток стереотипов и ярлыков, ведь с их помощью гораздо проще промывать мозги целевой аудитории.

Одним из таких многочисленных стереотипов есть: «епископ против общины». Если где-нибудь в православном сегменте блогосферы попадается это словосочетание, то скорее всего в таком виде:

церковная община – это всегда нечто позитивное, продвинутое, высокодуховное и современное, а епископат – всегда нечто злое, отсталое, расчетливое и ретроградное. Без вариантов.

Действительно – иерархия, это наиболее проблемный участок в церковном информационном пространстве. И в этом нет ничего удивительного, ведь епископат всегда на виду. И все деяния наших владык также на виду (особенно дела неблаговидные, поскольку по словам большого эксперта в пиартехнологиях – старухи Шапокляк: «хорошими делами прославиться нельзя» - рейтинг на них не поднимешь).

Тем обиднее за настоящих пастырей, которых пытаются причесать под одну гребенку и увешать различными ярлыками.

В данном случае речь пойдет о конфликте вокруг общины храма св. Троицы в Бердянске.

История вкратце такова. Был в Бердянске талантливый священник – о. Олег Николаев, обладающий даром слова. Определенное число людей пришло благодаря этому его дару в Церковь. Со временем Господь послал о. Олегу помощь в виде благотворителей – братьев Македонских. Македонские искренне поддерживали все начинания о. Олега – построили ему храм, дом, финансировали все миссионерские проекты. Священнику не нужно было беспокоиться о куске хлеба и завтрашнем дне, как его многотысячным коллегам, служащим в дальних селах и едва сводящих концы с концами. Казалось бы, что еще надо? Благодари Бога и трудись на Его ниве.

Но, как известно, ни одно Божье дело не свершается без искушения. Свои искушения есть и у общин, даже у самых лучших, продвинутых и духовных. И бердянский случай не исключение:

Сперва проявляется элитизм (мы все такие духовные-предуховные, а вокруг одно быдло). Гуруизм настоятеля, который мнит себя не просто главой общины, но отцом с претензией на старчество. Потом все заслуги начинают приписываться исключительно себе любимому. Кошелёк благотворителя (Александра Македонского) тоже со временем начинает ощущаться чем-то личным. Наличие другой более высокой церковной власти начинает со временем раздражать. Ну как же? Мы же ОБЩИНА! К чему, нам с епископом считаться? На этой почве зародилось нечто, что можно было бы назвать экклезиологической ересью – епископ в этой концепции видится чем-то вроде старшего благочинного и не более, а на практике – досадной помехой великой миссионерской деятельности.

И вот на фоне этого происходит конфликт настоятеля с ктитором. Не берусь судить, кто больше прав или виноват (в конце концов не бывает абсолютно правой стороны в таких вещах). Но отмечу главный эпизод – о. Олег Николаев ударил своего бывшего благотворителя и духовного сына по лицу (он не скрывает этого эпизода, не жалеет о нем и даже бравирует им). А вот Македонский ему не ответил. Кому как – но в данной ситуации для меня это самый важный показатель. Древо познается по плодам.

Поднять руку на человека со стороны священника, это конкретное каноническое преступление. За это о. Олега и запретили в служении «до полного раскаяния».

Но раскаяния не последовало. И вот о. Олег объявил, как он сам выразился «информационную войну», в том числе своему епископу, который «сунулся не в свое дело» и «подверг гонениям невинного священника».

На самом деле владыка предпринимал попытки уврачевать конфликт всеми доступными способами. Но о.Олег на контакт не шел, от личной встречи с епископом демонстративно отказывался.

Война была объявлена также уважаемым священникам, которые не поддержали исповеднические игры бывшего св.Троицкого настоятеля. А тот покинул храм, забрав с собою то, что мог унести, в том числе и мощи. У о. Олега Николаева своеобразное представление о том, что принадлежит храму, общине и лично ему – для него эти вещи тождественны: «община – это я!». Возможно, что-то дарили и лично о. Олегу, но точно знаю, что благотворитель, пожертвовавший мощи преподобных Зверинецких, жертвовал их именно для храма и сейчас пребывает в недоумении. Если это не воровство, то что?

Но главной мишенью информационной войны стал конечно Александр Македонский. Особенно весело было узнать, что его деньги, оказывается, заработаны неправедным путём. Если это действительно так, почему это не смущало честного священника раньше, когда на эти «неправедные» деньги ему строили дом? Прочие гадости даже пересказывать неловко. В первую очередь неловко за того, кто их распространяет.

Объявить себя исповедником конечно весьма соблазнительно. Но для этого мало принимать патетические позы, театрально закатывать глаза и изображать жертву. Положим, тебя действительно неправедно гонят. Однако, разве Иоанн Златоуст – оклеветанный и сведенный с кафедры устраивал «информационные войны», разве он поднимал руку на своих оппонентов, разве он лил на них потоки злословия и сплетен? Древо познается по плодам.

И понеслось… Были задействованы казалось все связи, все возможности. Некогда, столь презирающий епископат, о.Олег Николаев бросился в Киев к местным владыкам, моля о заступничестве. Не прошло. За что оные владыки были немедленно наказаны очередной порцией помоев. А вскоре даже симпатизирующие о. Олегу журналисты (которых он пытался использовать в своих информационных войнах) и на первых порах его поддержавшие, сами оказались под градом грязи новоявленного бердянского «исповедника», потому как плохо его защищали и даже (о ужас!) готовы были дать слово его оппонентам. Разве может иметь место журналистская объективность, если речь идёт об «исповедничестве»?

А потоки фекалий из блогов, которые ведутся самим о. Олегом, его соратником о. Сергием Бегашовым (собственно, он единственный поддержал нового «исповедника» из всего духовенства епархии), между тем льются. Впрочем, комментаторами в блогах бердянских "протестантов", по большему счету являются они сами, и их многочисленные клоны.
В качестве тяжелой артиллерии в ход пошла прямая клевета, сплетни и разглашение тайны исповеди (лично для меня это гаже любого поповского мордобоя). Ниже падать уже некуда. Интересно, что некогда о. Олег в приватных беседах довольно скептически отзывался о своем нынешнем соратнике. Осталось дождаться, когда же они начнут есть друг друга. Ведь кусать уже больше некого. Грустно и гадко.

А жизнь бердянской епархии между тем продолжается, ведь с уходом о. Олега и нескольких накрученых им прихожан, мир не рухнул: идет и миссионерская работа и конференции проходят, и волонтеры трудятся, и сама община св.Троицкого храма процветает. Вот только без о. Олега Николаева...

Tags: бердянский скандал, кикоз, персонажи, церковная жизнь
Subscribe

  • Немного о "евромайдане"

    Понимаю, что тема многих поддостала и также понимаю, что писать на такие темы вообще чревато, однако хотел бы взглянуть на ситуацию немного под…

  • Зачем смотреть фильмы, если есть обзоры?

    Давеча в фейсбуке ождин мой приятель запостил свои впечатления о просмотре некоего фильма. Свои. Собственные. Личные. Ему в ответ, человек не…

  • Вот всё-таки

    Вот всё-таки, что заставляет людей производить лишний шум, мешающий другим: хлопать дверью, орать под окнами в три часа ночи, включать на всю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Немного о "евромайдане"

    Понимаю, что тема многих поддостала и также понимаю, что писать на такие темы вообще чревато, однако хотел бы взглянуть на ситуацию немного под…

  • Зачем смотреть фильмы, если есть обзоры?

    Давеча в фейсбуке ождин мой приятель запостил свои впечатления о просмотре некоего фильма. Свои. Собственные. Личные. Ему в ответ, человек не…

  • Вот всё-таки

    Вот всё-таки, что заставляет людей производить лишний шум, мешающий другим: хлопать дверью, орать под окнами в три часа ночи, включать на всю…