?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

начало здесь

Сакральное в народной культуре

Конечно, формы народной религиозности, подобные тем, примеры которых были приведены выше, характерны не только для России. Так, на средневековом Западе считалась целительной пыль с гробницы святых или соскобленная тайком каменная крошка, могильная земля. «Эти “лекарства” носили при себе в мешочке как амулет, разводили в воде или вине и выпивали. Прах с гробниц мог лечить, как считалось, буквально все: земля с могилы св. Альдегунды исцеляла от головной боли, каменная крошка от гробницы св. Виборады лечила болезни глаз, а пыль с каменной плиты, на которой однажды поспал св. отшельник Сераник, - лихорадку и колики у детей» [47]. Те формы, в которые нередко облекалось народное почитание святых, «в частности обряды исцеления у их могил, имеют много общего с народной магией, да и сами представления о чуде, святости, христианском благочестии в интерпретации носителей массовой, народной культуры,... разительно отличаются от официальных» [48].

Как можно видеть на восточнославянском этнографическом материале, в народном представлении самая земля, камни, трава приобретают сакральность от того, что находятся в святом месте, то есть на месте Божественного явления, обретения иконы, гробницы святого, на территории, окружающей монастырь или храм. Сакральность «земельки» и «камешков» выражается прежде всего в якобы присущей этим предметам силе исцелять от болезней и предотвращать их появление. Поскольку в народных верованиях болезни и прочие невзгоды представляются следствием происков колдунов или нечисти, то «святая земелька», соответственно, защищает и от последних. Функциями оберега наделяются также вещи, «получившие» сакральность от непосредственного контакта со святым человеком [49].

Целительная сила, приобретенная землей, камнями и т. п., становится их постоянным качеством («земелька всегда помогает»). «Святыньке», как и языческому оберегу, присуща потенция абсолютной всесильности [50] («песочек от блаженной Матронушки помогает от всего»).

Для большей «эффективности» предмет, которому придаются функции оберега, нужно не только держать дома или под подушкой, но и максимально приблизить к телу человека. Так появляются, например, «охранные» пояса с текстом 90-го псалма, ладанки, а также советы носить при себе артос [51]. Отсюда и рекомендации «прикладывать земельку к больному месту», то есть использовать ее как своего рода «лекарство», «верное средство», которое действует механически, независимо от нравственного настроя и поведения человека. Упомянем еще практику надевать на голову чугунок, принадлежавший, согласно преданию, преподобному Серафиму Саровскому, или обруч, который прикреплен к чудотворной иконе святого Иоанна Предтечи (в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Москвы) [52]. Встречаются также случаи «лечения» путем прикладывания к больному месту иконы или книги. Так, поклонники книги иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» прикладывают ее к больным местам (сама книга якобы благоухает, мироточит и кровоточит) [53]. Некоторые лжестарцы используют такой метод «исцеления души и тела», как надевание на мирянина священнической фелони или головного убора. По справедливому замечанию игумена Нектария (Морозова), «к сожалению, для многих сегодняшних полуцерковных людей – чем чуднее, чем экзотичнее то действие, которое с ними производится, тем больше уверенность в его магической силе» [54].

С целью «приобщения» к чудесным свойствам средства, которому приписывается магическая сила, «народная медицина» нередко предписывает употребить это средство внутрь: есть ладан или почки с освященных веточек вербы, заваривать троицкую траву и цветы, пить воду, слитую с иконы либо с камня, взятого со святого места, и т. п.

На протяжении столетий как магическое средство от разных болезней, преимущественно от лихорадки, в России широко использовался начальный стих Евангелия от Иоанна. Например, в середине XIX в. из Саратовской губернии сообщали такой «Заговор от лихорадки»: «Берут три корки хлеба и на первой пишут: в начале бе Слово; на второй: и Слово бе к Богу; на третьей: и Бог бе Слово. Все это больной должен съесть». В Воронежской губернии слова из Евангелия писали на клочке бумажки, потом ее сжигали и пили пепел с «благовещенской» водой. В русском лечебнике 1670-х гг. рекомендуется такое «лечение» от лихорадки или малярии: «Аще на комь будет трясовица, писать на просфире, разрезати на три части. На первой части написать: “Искони бе Слово”, на второй части: “И Слово бе к Богу”, на третей части: “И Бог бе Слово”, и постяся день един, а ясти в вечере первую часть да ковшик пива выпить, да дай три милостины по силе, а по другой день тако ж сотвори, а в третий день тако же, а опроче того ни пить ни ясти» [55]. Как указывает А. Л. Топорков, «здесь хорошо видно, как магическая традиция обращается с каноническим христианским текстом: она придает ему материальный характер и делает объектом ритуальных манипуляций, призванных достичь конкретного результата - излечиться от болезни. Сакральную формулу пишут на просфоре, которую после этого съедают, то есть в плане метафорическом как бы поглощают сам сакральный текст… Учитывая содержание этой формулы, можно думать, что поедание просфоры символизировало также обращение ко временам первотворения (Искони бе Слово), апелляцию к Божеству (И Слово бе к Богу) и даже поедание самого Божества (И Бог бе Слово), то есть аналог Евхаристии…» [56]

Добавим, что с православной точки зрения использование подобных суеверно-магических «аналогов» Евхаристии является кощунством.

 

«Люди ищут чуда»

Итак, народное сознание перенесло на «земельку с могилки» святых часть магико-ритуальных функций земли, в том числе могильной. На формирование комплекса верований о силе «земельке с могилки» святых оказали влияние также народные представления о сакральности вещей, соприкасавшихся со святыней или святым человеком.

Необходимо сказать, что о чудесных исцелениях через вещи, к которым прикасались святые, свидетельствуют многие памятники церковной письменности. Уже в книге Деяний Апостольских читаем, что Господь творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них (Деян.19:11-12) [57]. Мы можем заключить, что в ряде случаев некоторые святые были прославлены подобными знамениями, являемыми по вере людей, прибегающих к молитвенному предстательству праведников. Однако это не дает оснований для верования в «автоматический» эффект исцеления от прикосновения к любым вещам, которыми пользовался святой, от «земельки с могилки» святого и т. п.

Как отмечает Ю. Е. Арнаутова, с точки зрения Церкви чудо, совершенное святым, отнюдь не считается самодостаточным, а является лишь доказательством присутствия Божественной благодати и святости чудотворца. Попав на почву народной культуры, «чудо не то чтобы утрачивает свой знаковый характер, перестает быть знаком божественного присутствия, но обретает дополнительный, гораздо более приземленный и доступный обыденному сознанию смысл: столь необходимое чудесное вмешательство в земные дела, экстренная помощь в экстремальной ситуации. Постепенно именно эта функция чудес начинает доминировать, божественное все более низводится до уровня удовлетворения человеческих потребностей, и верующие, может быть, даже не всегда отдавая себе в этом отчет, стремятся к наиболее выгодному для себя контакту со святым, постоянно надеясь на помощь свыше» [58].

Там же, где возникает, например, верование в чудесную силу «земельки», молитвенное обращение к Богу и святому вообще становится ненужным. На первый план выходит представление о «земельке» как о святыне, наделенной способностью чудодействовать. Это отражается и в обиходных выражениях вроде: «земелька помогает», «земелька исцеляет».

Конечно, иногда встречаются советы «прикладывать земельку к больному месту» с молитвой. Но, в любом случае, произнесение молитвы не превратит магический, в сущности, ритуал в благочестивый церковный обычай.

Если народная культура начинает влиять на богослужебную практику, то это приводит к искажению церковных представлений о святости и благодати. Благодать начинает пониматься как некая «автоматически» действующая сила. Так, в конце XVII века бывали случаи, когда священники соглашались «прочесть молитвы в шапку, принесенную заботливым прихожанином от своего домашнего, не могшего пойти в церковь: дома отсутствовавший наденет на себя эту шапку в твердой вере, что благодать принесенной в ней иерейской молитвы проникнет в него, когда он плотнее надвинет свой головной убор на заботливо простриженное на темени гуменцо, нарочно для облегчения проникновения благодати и устроенное. Многие священники служили молебны “под дубом” и потом срывали ветки и листья и раздавали их народу, как освященные» [59]…

Молитва к Господу с просьбой об исцелении не гарантирует чуда. Человеку между тем хочется верить, что есть «святынька», которая «помогает всегда». И едут паломники в монастыри «уже не за Причастием, а за “песочком с могилки”» [60]. «Люди ищут чуда, не прикладывая никаких усилий. Покушал земельку с могилы - и жди исцеления» [61]. В результате, по замечанию Н. Н. Лисового, несмотря на очевидность того, что практика носить землю с могилы святых заимствована из области народной магии, «все же стоит очередь, как к Мавзолею, за землей от могилы святой Матронушки… Это признак чего-то нездорового в самой атмосфере народной и государственной жизни» [62].

 

* * *

Подведем итоги. Представление о том, что «земелька» свята и чудотворна просто в силу того факта, что она находится на святом месте, и верование в необходимость приобретения и использования «земельки» находятся за рамками православного понимания святости и почитания святыни. Это относится и к выдаваемым за православное благочестие «опасным для здоровья способам “стяжания благодати”» [63], вроде поедания «земельки».

Благоговейное отношение к Библии и иконам означает, что христианин не будет прикладывать их к больным местам или съедать по листочку в день из Священного Писания «для здоровья». Благоговейное и почтительное отношение к святым местам, к вещам, которыми пользовались святые, и т. д. должно исключить «псевдоправославный интерес ко всякого рода “святынькам” — например, к “земельке с канавки”» [64].

 

Примечания

[1] А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 16.

[2] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.

[3] Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться…». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778.

[4] А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 17.

[5] Ю. А. Бондарькова. 3. Место церковных таинств и обрядов в народном ритуале похорон. // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d4.htm; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993. С. 17

[6] А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 17; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 135

[7] С. Б. Адоньева. Социальные стратегии фольклорной речи. http://www.ruthenia.ru/folklore/adonieva3.htm.

[8] Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm.

[9] Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 135

[10] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.

[11] Б. А. Успенский. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хожения за три моря» Афанасия Никитина). http://ec-dejavu.ru/j/Journey_Russia.html; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18

[12] А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18

[13] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 134.

[14] Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться…». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778; А. Л. Топорков. Земля // Родина. № 11. 1993, с. 18

[15] Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm; Ю. А. Бондарькова. 3. Место церковных таинств и обрядов в народном ритуале похорон. // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d4.htm.

[16] Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться…». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778.

[17] Л. Н. Виноградова, А. В. Гура. Бессонница. Из Этнолингвистического словаря славянских древностей // Русская речь. № 4 (июль-август). 1989. С. 118

[18] Высоцкий Н. Ф. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, 1907. Т. 23. Вып. 4. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 235

[19] Андрей Мороз. «От земли уродиться да в землю ложиться…». http://www.strana-oz.ru/?numid=16&article=778.

[20] Там же.

[21] Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 264

[22] Цит. по: Елена Смилянская. Колдовство у трона. Слово и дело о волшебных чарах на волю государеву // Родина. № 6. 2001. С. 47-48

[23] Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm. Об «отпетой» земле см. также: священник Алексий Плужников. "Пусть земля им будет пухом?" http://psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=9.

[24] См.: Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295; Как относиться к иеросхимонаху Сампсону (Сиверсу) и что можно делать с землей с Дивеевской канавки? http://www.taday.ru/vopros/20339/95808.html; Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html.

[25] Игумен Петр (Мещеринов). Об обязанности христианина знать свою веру. http://kiev-orthodox.org/site/faithbasis/1043.

[26] Ю. А. Бондарькова. 4. Восприятие церковной атрибутики // Восприятие народным сознанием церковного чина погребения (на материале севернорусских похорон XIX-XX вв.). Дипломная работа. http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/Bju-d5.htm.

[27] А. П. Липатова. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_lipatova1.htm.

[28] Георгий Гупало. «Непорядочная» книга (о книге «Старец Иероним»). http://pravkniga.ru/obman.html?id=988; Пишите письма! http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=446081.80.

[29] Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269.

[30] Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=708.

[31] Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269.

[32] Ильинская А. Матушки земли Российской. - М., 1994. С. 134-137 и 139. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Второе пришествие апокрифов. Проповедь о "порче" вместо проповеди о Христе. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=708.

[33] Алексий Бортсурманский, св. прав. http://www.pravenc.ru/text/64698.html; Анна Петербургская. http://www.pravenc.ru/text/115610.html; Агния Калужская. http://www.pravenc.ru/text/63350.html; Строитель Иркутского Вознесенского монастыря, старец схимонах Герасим // Русский инок № 7 (апрель 1912). http://www.russian-inok.org/books/ri0712.html; Монах Прокопий (Леонов). Комиссия искала не там, где нужно. Как были обретены мощи старца Василия (Кишкина) // Русский инок 2006 г. № 5. http://www.glinskie.ru/publ/r_inok/2006_05/mon_prokopij.html; Иером. Диомид (Кузьмин). Василий (Кишкин), иером. http://www.pravenc.ru/text/150713.html.

[34] И. Ф. Токмаков. Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. Краткий историко-статистический и археологический очерк. Москва: Т-во "Печатня С. П. Яковлева", 1906. http://genusnostrum.narod.ru/library/tokmakov.htm.

[35] Там же.

[36] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С.147

[37] Там же.

[38] А. П. Липатова. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_lipatova1.htm.

[39] Заявление миссионерского отдела Челябинской епархии о деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой и ложном почитании отрока Вячеслава Крашенинникова. http://utoli.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=225. Об этом аспекте культа В. Крашенинникова говорил и Святейший Патриарх Алексий II. См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к клиру, Приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 2007 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/356093.html.

[40] Андрей Зайцев. Культ лжесвятых. http://pravkniga.ru/obman.html?id=1033; Заключение экспертной комиссии миссионерского отдела Челябинской епархии о почитании отрока Вячеслава Крашенинникова и деятельности религиозной группы В. А. Крашенинниковой - Л. Н. Емельяновой. http://utoli.org.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=227.

[41] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 152-153

[42] А. Л. Топорков. Дерево // Родина. № 1. 1995. С. 112

[43] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. М.: ТЕРРА, 1996. С. 153

[44] Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии). Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния // Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. — Год XXIV. Вып. IV. — Пг., 1915. С. 349. http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vin-325-.htm.

[45] См.: Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html#s5.

[46] Высоцкий Н. Ф. Лихорадка, ее происхождение и способы лечения по народным воззрениям. // Известия Общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете, 1907. Т. 23. Вып. 4. С. 269. Цит. по: Энциклопедия суеверий. М.: Миф, Локид, 1995. С. 235

[47] Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html .

[48] Там же.

[49] А. П. Липатова. К проблеме типологии сакральной вещи в традиционной культуре. http://www.ruthenia.ru/folklore/ls04_lipatova1.htm.

[50] См.: Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html.

[51] Священник Вадим Семчук. Куда девать кочерыжку, или Кое-что об обрядах. http://azbyka.ru/hristianstvo/iskazheniya_hristianstva/4g71-all.shtm.

[52] Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269; Чугун на голову. http://diak-kuraev.livejournal.com/140675.html; Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве. http://www.sedmitza.ru/text/455423.html.

[53] Священник Алексий Плужников. «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (О книге иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени»). http://www.psevdo.net/index.php?go=Pages&in=view&id=22. 11 февраля 2010 года по решению Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета Русской Православной Церкви книга иеромонаха Трифона «Чудеса последнего времени» (Арзамас, 2003) была отнесена к изданиям, не рекомендованным к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети, поскольку в указанной книге содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви. См.: http://www.izdatsovet.ru/not_past_catalog/references/detail.php?REFERENCE=3292.

[54] Игумен Нектарий (Морозов). Хотите рвать бумажку – рвите сами. http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=8644&Itemid=3.

[55] А. Л. Топорков. Магические тексты в устных и рукописных традициях России XVII-XVIII вв. http://www.odysseus.msk.ru/numbers/?year=2008&id=149.

[56] Там же.

[57] См.: Протопресвитер Михаил Помазанский. Почитание святых мощей. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/pomazansky/dogmata/134.html.

[58] Ю. Е. Арнаутова. Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века. http://ec-dejavu.ru/c/Cure.html.

[59] Русское духовенство при Петре Великом и учреждение Святейшего Правительствующего Синода // С. Князьков. Очерки из истории Петра Великого и его времени. Пушкино: Издательское объединение «Культура», 1990. [Репринт. с изд.: СПб., 1914.] С. 425

[60] Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kuraev/missioner/56.html.

[61] Дарина Шевченко, Игорь Прокопьев, Павел Седаков. Чудеса: В ожидании чуда. http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1709.

[62] Н. Н. Лисовой. Мощи - от слова «мощь». http://www.nsad.ru/index.php?issue=37§ion=4&article=512.

[63] Серафим (Шолков), монах. Суеверие и неразумное «благочестие». http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/295.

[64] Турист или паломник? http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7269.

 

© Е. М. Скитер, 2011

Взято здесь


Первоисточник

Метки:

Comments

( 21 комментарий — Молвить слово )
rybka
11 окт, 2011 10:42 (UTC)
хороший материал .Спасибо большое .
illusoryshadow
11 окт, 2011 11:49 (UTC)
Возможно, это пожелание несколько противоречит складу Вашего ума или целям статьи, но мне бы было очень интересно, если бы Вы поговорили и положительно о почитании святынь, т.е., и о том, как это надо делать.
Мощи носил с собой, например, свт. Мартин Турский, но там я бы не стал говорить о языческих мотивах. И тому подобное. Мне кажется, было бы интересно это посмотреть.
bizantinum
11 окт, 2011 11:51 (UTC)
Совершенно справедливо. Параллельно готовлю положительные материалы.
irrishka
11 окт, 2011 13:30 (UTC)
Нам года два назад кто-то подарил "освященную земельку". Что (и зачем) с ней делать - так до сих пор ума и не приложу.
a_avvakum
11 окт, 2011 16:02 (UTC)
куда девать освященную земельку?
Я, лично освященную земельку рассыпаю по своему огороду. Там у меня из Иерусалима, и из Дивеево и еще откуда(множества) рассыпаных земель не помню. Таким образом, земля свята у нас одна! Святость земли огорода, как бы предвосхищает, предосвящает будущий урожай. Масло добавляю до борщу, а воду и так пью. И это заметьте без издевки и ерничанья! Нас в принципе не должны раздражать ни духовность Книги, Слова, Писания, ни, духовность земли, воды, огня и проч... Это наша форма духовности, которую человек себе избирает сообразно ступени своего духовного, нравственного и культурного развития. Так есть
akademist
12 окт, 2011 18:42 (UTC)
Re: куда девать освященную земельку?
Простите, но объясните Богословски аргументированно эти слова: "Нас в принципе не должны раздражать ни духовность Книги, Слова, Писания, ни, духовность земли, воды, огня и проч... ". Что в Вашем понимании духовность земли, воды и огня?
a_avvakum
12 окт, 2011 19:05 (UTC)
Re: куда девать освященную земельку?
Да, вот богословски аргументировано я объяснить и не смогу. нет у меня образования. Постараюсь, но это будет не очень внятно и понятно: высокая духовность Книги, Слова и Писания это люди книжные святые отцы, Игнатий Брянчанинов, митр. Антоний Сурожский, Александр Мень, Иоанн Мейендорф, Шмеман - ведь на них действительно многие православные наши раздражаются. Теперь духовность воды, земли, огня и проч это духовность простого народа, тут наоборот: ее уже высокие высоколобые боголовы обличают. Кураев, Дворкин, Рыбко... А она есть и будет вечно существовать, ибо она от недр народных, неуничтожима и неистребима. Если мы высокодуховны, нас в приципе ничто не должно раздражать. Всем быть вся(Апостол) да всяко некия спасти. так есть
akademist
13 окт, 2011 10:41 (UTC)
Re: куда девать освященную земельку?
Здесь дело не в боголовском образовании, а в правильных духовных понятиях, которые может, а вернее должен стяжать каждый человек, поскольку от этого зависит спасение.
В Вашем объяснении я понял, что в словах: "Нас в принципе не должны раздражать ни духовность Книги, Слова, Писания, ни, духовность земли, воды, огня и проч... " Вы разделяете религиозность на 2 уровня: святоотеческую и народную. Отчасти с Вами согласен, что это так и есть, и народную (в данном случае ошибочную) религиозность не побороть.
Но, тем не менее, необходимо самому иметь правильные понятия и призывать к ним людей, поскольку в этом и состоит задача священника - давать людям верное учение, а не идти у них на поводу. В целом об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов и игум. Никон Воробьев.
dekarmi
11 окт, 2011 22:31 (UTC)
Помню, о. Роман Барановский какой-то давал прихожанам рецепт целебного снадобья для принятия внутрь при болезни. Забыл подробности, но одним из компонентов был перегоревший на Херувимской ладан. Который надо было разводить то ли св. водой, то ли маслом.
bizantinum
12 окт, 2011 07:54 (UTC)
Да уж. "Херувимский ладан" - та ещё шняга.
klaracat
12 окт, 2011 16:41 (UTC)
земля с могилы
В этом году я ездила на Пасху в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиль.
На монастырском кладбище покоится Иосиф Муниос Кортес.Об этом человеке нужно писать отдельный пост.Люди берут землю или песок с его могилы.Рассказывали,что в одной церкви(не помню какой)песок с его могилы начал мироточить.
Альбом: Holy Pascha at Holy Trinity Monastery 2011
akademist
12 окт, 2011 18:50 (UTC)
Как по мне, так почитание земли с могил святых не имеет корней в языческом почитании земли. Это почитание святого, и желание как можно ближе соприкоснуться со Святыней. Беда в том, что чем дальше человек духовно от святости, тем ближе он хочет быть к ней физически.
Вообще это очень сложный вопрос, который похоже нигде окончательно и полноценно не раскрыт: насколько Благодать от Святыни передается вещам соприкасающимся с ней?
illusoryshadow
13 окт, 2011 11:41 (UTC)
\Вообще это очень сложный вопрос, который похоже нигде окончательно и полноценно не раскрыт: насколько Благодать от Святыни передается вещам соприкасающимся с ней?\
Говорят, у о. Михаила Желтова есть в "Реликвиях в византийском чинопоследовании", хотя затрудняюсь сказать, насколько полно. Во всяком случае, насколько я знаю, этой темой он занимался.
bizantinum
13 окт, 2011 11:42 (UTC)
Увы, у меня только его лекции по литургике.
illusoryshadow
13 окт, 2011 11:43 (UTC)
Если Вы у него в друзьях, гляньте:
http://thapsinos.livejournal.com/2035.html
illusoryshadow
13 окт, 2011 11:42 (UTC)
А нет, прошу прощения, он в другом месте об этом говорил немного по поводу "Реликвий".
ilyazaporojetc
14 окт, 2011 10:39 (UTC)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны

leib_hussar
21 окт, 2011 12:28 (UTC)
Отличный пост, спасибо!
Язычество и фетишизм в чистом виде, вот что это...
bizantinum
21 окт, 2011 12:35 (UTC)
Я как бы не против ни того, ни другого. Напрягает только, когда это с православием мешают.
( 21 комментарий — Молвить слово )

Профиль

Умняк
bizantinum
Димитриос

Последний месяц

Июнь 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek