Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Умняк

Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?

Моя новая статья для "ПРАВМИРА"

Не так давно через одну из социальных сетей ко мне обратилась девушка с просьбой научить ее иконописи. При этом девушка рассказала, что имеет определенную подготовку, так как закончила «иконописные курсы», и показала ряд своих работ (очевидно, лучших). Сказать, что это было печально – ничего не сказать. Работы походили на грубо раскрашенные детские рисунки, только в них отсутствовала свойственная детским рисункам простота и искренность. Ужасным было все: линия, цвет, фактура. Всё выглядело как-то небрежно, грязно, неаккуратно.


Collapse )
Иперпирон

Иконография ангельских одежд.

Часто схема для статей по иконографии выглядит следующим образом: «Есть некий стереотип, но… это не так». Этот материал не является исключением. Ангелы – существа бесплотные, и изображения их всегда символичны, но тем больше простора оставляется неудержимой человеческой фантазии об ангельском облике, их одеяниях и атрибутах.

Первые христианские изображения ангелов, как, впрочем, и все прочие христианские изображения, восходят к античности. Сперва ангелы изображались в качестве персонажей Священной истории, при этом, ничем не отличались от окружающих их людей, и понять, что это – именно ангелы, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление ангела Валааму, роспись римских катакомб


Collapse )

Северус

"Христианская культура - это не искусство"?

Конечно, это неблагодарное занятие играть роль «ниспровергателя авторитетов». Но что поделаешь, коль авторитеты несут дичь.
Вот, натыкаюсь на древнее интервью в "Нескучном саду" с «профессиональным искусствоведом иереем Борисом Михайловым» и со второго же абзаца чувствую тошноты:

«Христианская культура -- это не искусство, это символический материал. Что такое «Троица» Рублева, вообще любая икона? Это эпифанический символ. Эпифания -- значит «явление». То, что связывает видимое с невидимым -- являет это невидимое. Весь материал христианской культуры -- это не искусство. Икона -- не картина. Это символический материал. Потом, в эпоху Ренессанса в XIV-XV веках, в нем постепенно возникает искусство. Высокий Ренессанс -- это начало XVI века. Вот он уже -- искусство в чистом виде.»

В принципе этого уже достаточно. Можно было бы согласиться с тем, что икона это явление, если бы она действительно являлась из ничего. Но икону пишут люди, разные люди и в разное время. Люди, которые испытывают влияние школ, стилей и направлений. Влияние эпохи, цены на хлеб и климатических условий, наконец. И пишут по-разному. Это именно искусство.
Пожалуй, это одно из самых вредных заблуждений XX века, разграничивать искусство и иконопись (как и противопоставлять искусству - символ). Можно даже сказать жестче – это кощунство, которое ведёт к фактическому иконоборчеству.
Умняк

Моя беседа с Ириной Николаевной Горбуновой-Ломакс

Для официального сайта УПЦ.

Ирина Николаевна Горбунова-Ломакс – основательница первой в Западной Европе регулярной иконописной школы с 4-летним курсом обучения. Созданное в 2005 г. с благословения Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, это учебное заведение объединяет в одной мастерской коренных жителей Европы и русских эмигрантов, мирян и монахов, православных различных юрисдикций и католиков.

Ирина Горбунова-Ломакс окончила Луганское художественное училище и Петербургскую Академию художеств. Художник (в том числе иконописец) и искусствовед. Регулярно принимает участие в выставках в России и Западной Европе, начиная с 1987 г. Вначале – как живописец и график, затем – как иконописец. Училась иконописанию в мастерской матушки Юлии Большаковой при Успенском приходе г. Кондопоги (Карелия). С 2003 г. постоянно живёт в Бельгии. Замужем за англичанином, диаконом Русской Православной Церкви.

В 2009 году увидела свет первая книга Ирины Николаевны «Икона: правда и вымыслы», вызвавшая в иконописной среде мощный резонанс. И вот, спустя три года, в том же издательстве «Сатисъ» выходит новый труд Горбуновой-Ломакс – «Опыт введения в христианское искусствознание». В связи с этим мы решили поговорить с нашей землячкой о ее книге и о многом другом.


Collapse )

Шито?

И паки о "современном искусстве"

Из прежних обсуждений, касательно "современного искусства", я вынес для себя определенный вывод. "Современное искусство" это одна из священных коров нашего времени, которое категорически нельзя критиковать ни под каким видом. Вот Моцарт Шишкин - да, попса, его можно, а Поллока не трожь. Я пока не стану делать каких-то выводов, просто хочу показать нечто очевидное. Объяснение под катом.


"Красные муравьи"


Collapse )
Умняк

Мое новое интервью с иконописцем Сергеем Вандаловским для "Православия в Украине"

Умняк

Галицкий иконный авангард. Первые впечатления

Современная галицкая икона довольно интересный феномен. Его развитие обусловлено прежде всего огромным влиянием Даныло Мовчан. "Богородица Панагия". 2008греко-католичества в данном регионе, которое, скажем так "более свободно" смотрит на икону, как это традиционно и принято в римской церкви.
Собственно, различное восприятие иконы в восточном и западном христианстве, это отдельная тема. Пока стоит лишь отметить важное различие - на западе икона это прежде всего "живопись на религиозную тему", а не отражение Первообраза. И это многое объясняет. То, что для православного может быть неприемлемым, даже кощунственным - для католика таковым может и не являться.
Так вот, возвращаясь к галицкой иконе, хочу сразу отметить, что речь пойдёт не об иконе которая творится в западном регионе Украины, а именно об особом течении, которое я условно в заголовке назвал галицким иконным авангардом. Обобщать наверное ещё рано, но определенные тенденции уже нарисовались.



Collapse )
Шито?

Пикассо, как миссионэр



В последнее время частенько бываю в одном фейсбучном сообществе иконописцев. Сказать, что у меня почти через день случается разрыв шаблона, это ничего не сказать. Вот и сейчас... Попалась такая фраза, которой трудно не поделиться.

Оказывается Пикассо "своим творчеством прославляет Бога. Это очевидно"
Иперпирон

Ювелирное искусство эпохи Великого переселения народов.

В эпоху, именуемую Великим переселением народов , варварские племена проникали в Империю не только в территориальном смысле, но и в культурном. Варвары перенимали римскую культуру в той мере в которой могли принять. Но и двор Константинополя и Равенны заимствовал определенные элементы одежды у варварских наемников. Со стороны же германцев от Рима/Византии заимствовались прежде всего украшения. В результате взаимопроникновения культур были созданы прекрасные образцы "варварского" ювелирного искусства, не уступающий по изысканности римско-византийским образцам.


Двупластинные германские фибулы. нач. V века

Collapse )