Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Умняк

Флоренский и происхождение «богословия иконы». Часть2

Стоит сделать небольшое отступление и вспомнить, на каком уровне развития были знания об иконе в России ко времени написания "иконописных" работ Флоренского.

Парадоксально, но факт: до самого конца XIX века Россия практически не знала собственной средневековой иконописи

«Извилистыми были пути изучения древнерусской иконы. До конца XIX века фонд старых икон ограничивался памятниками XVI и преимущественно XVII столетия. Более древние иконы оставались почти неизвестными, и любое суждение о древнерусской живописи основывалось на исследовании этих относительно поздних произведений»1.

Collapse )

Умняк

Флоренский и происхождение «богословия иконы». Часть1

Глаголю бо благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры.
Рим. 12,3

Человеку, занимающемуся иконописью, регулярно приходится сталкиваться с особой иконной мифологией – комплексом предрассудков, стереотипов и псевдоблагочествых фантазий, порой граничащих с суеверием, а то и с оккультизмом.

Я не погрешу против истины, если скажу, что почти вся популярная литература, посвященная иконописи, так или иначе культивирует эту мифологию. Кто не слышал об особой «духовной» технике православной иконописи, которая противопоставляется «падшему» западноевропейскому реализму, или о т.н. «обратной перспективе», о просветленных ликах, которые «не имеют теней», а «светятся изнутри»? Эдакие красиво и эзотерично звучащие штампы. И хотя труды профессиональных искусствоведов и реставраторов создают совершенно иную картину, мифология живет своей жизнью и даже претендует на гордое звание «богословия иконы».

Мне, как иконописцу, постоянно приходится отвечать на различные, в большинстве своем однотипные вопросы, связанные с этим самым «богословием». В поисках первоисточника – как вопросов, так и порождающих их стереотипов – я почти всегда приходил, в конце концов, к одним и тем же довольно известным именам, авторитет которых сейчас почти не ставится под сомнение.

Но одно из этих имен, пожалуй, — самое известное…

Collapse )

Профессор Преображенский

Бердянск: епископы, общины и исповедники.

Мы живём в новом информационном обществе. В обществе, где сила на стороне того, кто владеет информационными технологиями. Отсюда такой переизбыток стереотипов и ярлыков, ведь с их помощью гораздо проще промывать мозги целевой аудитории.

Одним из таких многочисленных стереотипов есть: «епископ против общины». Если где-нибудь в православном сегменте блогосферы попадается это словосочетание, то скорее всего в таком виде:

церковная община – это всегда нечто позитивное, продвинутое, высокодуховное и современное, а епископат – всегда нечто злое, отсталое, расчетливое и ретроградное. Без вариантов.

Действительно – иерархия, это наиболее проблемный участок в церковном информационном пространстве. И в этом нет ничего удивительного, ведь епископат всегда на виду. И все деяния наших владык также на виду (особенно дела неблаговидные, поскольку по словам большого эксперта в пиартехнологиях – старухи Шапокляк: «хорошими делами прославиться нельзя» - рейтинг на них не поднимешь).

Тем обиднее за настоящих пастырей, которых пытаются причесать под одну гребенку и увешать различными ярлыками.

В данном случае речь пойдет о конфликте вокруг общины храма св. Троицы в Бердянске.

Collapse )
Умняк

Таки про лексусы и монахинь.

В личку столько пишут об инциденте с лексусами, покровскими монахинями и вл. Александре, что наверное нужно всё-таки озвучить своё частное мнение по поводу, чтобы сорок раз не писать одно и то же.
То, что нехорошо влазить духовенству в финансовые аферы, вроде б, очевидно. Однако, учитывая тотальный уровень коррупции в стране под названием Украина (да и не только в ней), приходится удивляться, когда кто-то вообще что-то делает абсолютно законно. И именно поэтому переходить на личности и ругать вл. Александра, обеляя м. Калисфению (или наоборот) - глупо, ибо все хороши. Вина вл. Александра здесь наверное в том, что он более публичен.

Есть анекдот в тему:

Пловца снимают с соревнований за то, что тот мочится в бассейн, тот
возмущается:
- Да все туда ссут!!!
- Да, но не с трамплина же!

Искать политический подтекст и в угоду пламенным автокефалистам (либо их пламенным противникам) указывать на "руку Москвы"(или происки "украинских националистов") не стану тоже - это весьма далеко от действительности, да и просто пошло.
Спорить с о. Андреем Кураевым, доказывать, что он пользуется мягко говоря "непроверенной информацией" и на её основе сделал свой вброс, тоже бессмысленно.

И точно так же, наезжать на своих коллег - церковных журналистов не имею ни малейшего права. Хотя бы потому, что церковного журналиста от светского по идее должно отличать стремление больше говорить о Христе, чем о дерьме. Конечно и о нем приходится. Но тот, кто хочет получить реальную информацию по делу, а не иподьяконские сплетни, будет терпеливо ждать либо выводов следствия, либо внутрицерковного расследования.
А у кого нетерплячка - увы, ничем не могу помочь."Скандалы, интриги, расследования" наверное следует оставить каналу "1+1" и т.д.

Впрочем, говорю только от себя - я уж точно в данной конкретной ситуацией разносчиком сплетен не буду.
Умняк

Димитриос на VII Фестивале СМИ православных во Львове

Что-то вещает )
Тут же присутствует любимый и многоуважаемый  rebrik, владыка Иона и председатель Синодального информационно-просветительского отделла УПЦ, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ о. Георгий Коваленко.



Незадолго перед отъездом, один представитель УПЦ КП назвал нас "агентами Лубянки", которым выделили 1000000 $ на распространение Русского мира на Западной Украине.
Хрисма

К теме "огненных" споров


Для моего спасения совершенно безразлично, появляется ли Благодатный огонь чудесным образом или он зажигается Патриархом. Он Благодатен в силу молитвы. Ведь и Святые Дары не нисходят прямо с Небес...
А если вера человека зависит от схождения/несхождения - мне жалко такого человека.
Хрисма

Самые важные детали в иконах Благовещения Пресвятой Богородицы

Тема Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически сразу – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать подробностями. Ведь это было не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам принцип формирования иконографии.

На рисунке - фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века.

Collapse )

Умняк

Синайский Спас без эзотерики

Моя статья на основе старого материала, который не утратил актуальности. Для новооткрытого сайта Горловской епархии.

Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются — не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе — иконописец Дмитрий Марченко.

Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае — один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора.

Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений.

Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон.

Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление — в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности — «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность — ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя.

Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов.

Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более — символического значения.

На меня глядел Христос, я узнавал Его — это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!»

Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности.

Collapse )
Умняк

Что такое каноническая иконопись?

Все чаще в дискуссиях вокруг иконы всплывает понятие "иконописного канона". Интересно, что никто вразумительно не может сформулировать его признаки. Потому, интересно спросить напрямую - друзья, что для Вас лично есть каноническая иконопись, а что таковой не является?

Благословляе

Узнаете образ?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 







Ответ под катом

Collapse )