Умняк

Флоренский и происхождение «богословия иконы». Часть2

Стоит сделать небольшое отступление и вспомнить, на каком уровне развития были знания об иконе в России ко времени написания "иконописных" работ Флоренского.

Парадоксально, но факт: до самого конца XIX века Россия практически не знала собственной средневековой иконописи

«Извилистыми были пути изучения древнерусской иконы. До конца XIX века фонд старых икон ограничивался памятниками XVI и преимущественно XVII столетия. Более древние иконы оставались почти неизвестными, и любое суждение о древнерусской живописи основывалось на исследовании этих относительно поздних произведений»1.

Collapse )

Умняк

Флоренский и происхождение «богословия иконы». Часть1

Глаголю бо благодатию, давшеюся мне, всякому сущему в вас не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати: но мудрствовати в целомудрии, коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры.
Рим. 12,3

Человеку, занимающемуся иконописью, регулярно приходится сталкиваться с особой иконной мифологией – комплексом предрассудков, стереотипов и псевдоблагочествых фантазий, порой граничащих с суеверием, а то и с оккультизмом.

Я не погрешу против истины, если скажу, что почти вся популярная литература, посвященная иконописи, так или иначе культивирует эту мифологию. Кто не слышал об особой «духовной» технике православной иконописи, которая противопоставляется «падшему» западноевропейскому реализму, или о т.н. «обратной перспективе», о просветленных ликах, которые «не имеют теней», а «светятся изнутри»? Эдакие красиво и эзотерично звучащие штампы. И хотя труды профессиональных искусствоведов и реставраторов создают совершенно иную картину, мифология живет своей жизнью и даже претендует на гордое звание «богословия иконы».

Мне, как иконописцу, постоянно приходится отвечать на различные, в большинстве своем однотипные вопросы, связанные с этим самым «богословием». В поисках первоисточника – как вопросов, так и порождающих их стереотипов – я почти всегда приходил, в конце концов, к одним и тем же довольно известным именам, авторитет которых сейчас почти не ставится под сомнение.

Но одно из этих имен, пожалуй, — самое известное…

Collapse )

Профессор Преображенский

Бердянск: епископы, общины и исповедники.

Мы живём в новом информационном обществе. В обществе, где сила на стороне того, кто владеет информационными технологиями. Отсюда такой переизбыток стереотипов и ярлыков, ведь с их помощью гораздо проще промывать мозги целевой аудитории.

Одним из таких многочисленных стереотипов есть: «епископ против общины». Если где-нибудь в православном сегменте блогосферы попадается это словосочетание, то скорее всего в таком виде:

церковная община – это всегда нечто позитивное, продвинутое, высокодуховное и современное, а епископат – всегда нечто злое, отсталое, расчетливое и ретроградное. Без вариантов.

Действительно – иерархия, это наиболее проблемный участок в церковном информационном пространстве. И в этом нет ничего удивительного, ведь епископат всегда на виду. И все деяния наших владык также на виду (особенно дела неблаговидные, поскольку по словам большого эксперта в пиартехнологиях – старухи Шапокляк: «хорошими делами прославиться нельзя» - рейтинг на них не поднимешь).

Тем обиднее за настоящих пастырей, которых пытаются причесать под одну гребенку и увешать различными ярлыками.

В данном случае речь пойдет о конфликте вокруг общины храма св. Троицы в Бердянске.

Collapse )
Василевс

Всё, что мы выкладываем в интернет нам больше не принадлежит...

Любому человеку, который производит некий визуальный продукт всегда интересно, где и как используют его работы. Мне довелось видеть "списки" собственных икон, иногда терпимые, иногда ужасные (учитывая, что и оригиналы то, весьма скромных качеств). Одна из икон (Рождество Христово) фигурировала в заставке к рождественскому видеообращению нынешнего Президента Украины, другая икона Рождества попала на обложку рождественского же послания архиерея славного города Экибастуз:



Но это достаточно привычное применение. Но вот давеча мне прислали ссылку на афишу группы "Шумы России", о существовании которой я до сих пор не знал:


"Экспериментальная апокалиптическая музыка". Бывает и так...
Умняк

5 копеек практикующего отца по поводу 10 «заповедей» воспитания детей

Замечал ли кто, что в последние десятилетия принципы педагогики резко изменились? Речь больше не идет о формировании достойного гражданина,

ответственной личности. Все чаще упор делается на самореализации и некой автономии ребенка от родителей, семьи, общества.

Ребенок ставится на место некогда угнетенного класса, который получил, наконец, права. Примерно, как в случае с неграми, феминистками и всяческими меньшинствами. Но в данном случае тираном является не «авторитарное общество», а родители. И на них же налагается обязанность непрестанного искупления своей вины перед множеством поколений деток, невинно замученных углами, ремнями и подзатыльниками.

После прочтения всяческих афоризмов и деклараций, которые щедро подносятся лентами соцсетей и блогосферы, у меня складывается именно такое впечатление. Сплошной детоцентризм. Эдакий божок, которому необходимо непрестанно поклоняться и на фоне которого цитаты из Писания в роде: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи 13:24), выглядят чудовищным варварством.

Я не говорю сейчас о фактическом положении дел в педагогике, но о том, как ее читает, толкует, переформулирует и преподносит особая группа родителей. Группа, которая собственные комплексы, безответственность и нежелание трудиться прикрывает красивыми цитатами.

***

Collapse )

Умняк

Ремарка к празднованиям.

Читаю сегодня заголовки православных новостей: "перед памятником княгине Ольге, молодежь отожмется 1025 раз в честь юбилея", "стартовал казачий автопробег" и т.д., и т.п.
Что тут скажешь... Постмодернизм однозначно проник во все сферы бытия, в том числе и в церковь. Форма без содержания. Содержание без формы. Перформансы и акции...
В самом деле, зачем нам нужны православные вело/автопробеги, отжимания и т.д.? Показать, что мы есть? Но разве в Писании написано нечто в стиле: "дела же милости суть: велопробег, автопробег, прыжки с парашюта, освящение чесовен в Антарктиде"?
Не было бы уместнее в эти дни (выходные дни!) устроить пробег по хосписам, по квартирам одиноких пенсионеров, акции по сдаче крови, перформансы по уборке территории возле храмов (кстати, опыт у нас есть)?

Зайчег

Они везде...

                                                                               


Попробовал по сети поискать циркули для работы:


Умняк

Таки про лексусы и монахинь.

В личку столько пишут об инциденте с лексусами, покровскими монахинями и вл. Александре, что наверное нужно всё-таки озвучить своё частное мнение по поводу, чтобы сорок раз не писать одно и то же.
То, что нехорошо влазить духовенству в финансовые аферы, вроде б, очевидно. Однако, учитывая тотальный уровень коррупции в стране под названием Украина (да и не только в ней), приходится удивляться, когда кто-то вообще что-то делает абсолютно законно. И именно поэтому переходить на личности и ругать вл. Александра, обеляя м. Калисфению (или наоборот) - глупо, ибо все хороши. Вина вл. Александра здесь наверное в том, что он более публичен.

Есть анекдот в тему:

Пловца снимают с соревнований за то, что тот мочится в бассейн, тот
возмущается:
- Да все туда ссут!!!
- Да, но не с трамплина же!

Искать политический подтекст и в угоду пламенным автокефалистам (либо их пламенным противникам) указывать на "руку Москвы"(или происки "украинских националистов") не стану тоже - это весьма далеко от действительности, да и просто пошло.
Спорить с о. Андреем Кураевым, доказывать, что он пользуется мягко говоря "непроверенной информацией" и на её основе сделал свой вброс, тоже бессмысленно.

И точно так же, наезжать на своих коллег - церковных журналистов не имею ни малейшего права. Хотя бы потому, что церковного журналиста от светского по идее должно отличать стремление больше говорить о Христе, чем о дерьме. Конечно и о нем приходится. Но тот, кто хочет получить реальную информацию по делу, а не иподьяконские сплетни, будет терпеливо ждать либо выводов следствия, либо внутрицерковного расследования.
А у кого нетерплячка - увы, ничем не могу помочь."Скандалы, интриги, расследования" наверное следует оставить каналу "1+1" и т.д.

Впрочем, говорю только от себя - я уж точно в данной конкретной ситуацией разносчиком сплетен не буду.
Хрисма

Семейная икона